Главная » Советы мастера » Начальное обучение плаванию детей в условиях глубокого бассейна

Начальное обучение плаванию детей в условиях глубокого бассейна

Начальное обучение плаванию детей в условиях глубокого бассейна

1 Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр Нижегородской области "Олимпиец" Утверждена Директором ГБУ ДО ДЮЦ "Олимпиец" А.С.Шабаев Принята на Педагогическом совете ГБУ ДО ДЮЦ "Олимпиец" от Начальное обучение плаванию детей в условиях глубокого бассейна Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет срок реализации 4 месяца Разработчик: А.С.Феоктистова г. Нижний Новгород 2016 год

2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Практика физического воспитания в России свидетельствует о том, что большое количество детей различного возраста не умеют плавать. В настоящее время, как в теории, так и в практике преобладают концепции первоначального обучения в условиях мелкого (неглубокого) закрытого плавательного бассейна, однако в нашей стране существует большое количество глубоких, изначально не приспособленных для начального обучения плаванию, бассейнов. В них ведется достаточно активная работа по обучению детей плаванию. Однако сдерживающей причиной является отсутствие стройных, экспериментально проверенных методик начального обучения плаванию в условиях глубокого бассейна. Данная программа разработана на основании Федерального закона Российской Федерации от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и в соответствии с уставом ГБУ ДО ДЮЦ "Олимпиец". Программа предназначена для начального обучения плаванию детей 7-10 лет. Данная программа отличается от уже существующих в этой области тем, что она реализуется в условиях глубокого бассейна без ограничения по ростовым параметрам обучающегося. Несмотря на трудности начального периода, обучение детей плаванию в условиях глубокого бассейна оказывается значительно результативнее занятий в "лягушатнике". Цель программы: дать специальные знания, умения, навыки, научить действиям в воде, научить плавать. При непрерывном обучении в условиях ОУ, достигается наиболее высокий уровень обучения детей плаванию.

3 Задачи программы: — укрепление здоровья, закаливание, привитие стойких гигиенических навыков; — изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания; — обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; — всестороннее физическое развитие (развитие основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости) и координационных способностей; — ознакомление с правилами безопасности на воде и овладение навыками прикладного плавания; — формирование интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни; — воспитание морально-этических и волевых качеств.

4 НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ Программа рассчитана на 4 месяца. Продолжительность занятий в группе 2 раза в неделю по 30 минут. Для распределения детей на группы проводится предварительный опрос родителей и проверка плавательной подготовленности детей. В одной группе может обучаться детей. Основные принципы: 1. Занятия в глубоком бассейне проводятся на крайних дорожках с использованием поддерживающих и страховочных средств: пенопластовые пояса, плавательные доски, страховочный шест. Постепенно в процессе освоения навыка плавания уменьшать применение поддерживающих на воде средств. 2. Большое внимание уделяется психологической подготовке обучающихся: устранению страха перед водой, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности. 3. В начальном обучении плаванию в глубоком плавательном бассейне при изучении спортивных способов сначала осваиваются параллельно кроль на спине и кроль на груди, затем способ брасс и дельфин. 4. Программу по начальному обучению плаванию можно условно разделить на три этапа: 1-й этап обучения: приобщение к воде; подготовительные упражнения в воде (освоение дыхания, элементарные гребковые движения руками и ногами, скольжения, соскоки в воду); общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше. 2-й этап: разучивание техники плавания кролем на груди и на спине, спады вперед с низкого бортика, погружения под воду, новые общеразвивающие и специальные упражнения пловца на суше; совершенствование навыка плавания.

5 3-й этап: дальнейшее совершенствование навыка плавания кролем на груди и на спине, разучивание техники учебных стартов и поворотов, ознакомление с отдельными элементами техники плавания дельфином и брассом. Основные плавательные навыки, приобретаемые на начальном этапе обучения: — освоение с водой; — погружения в воду; — правильное дыхание; — всплывание и лежание на воде; — прыжки в воду; — скольжение; — передвижения в воде с помощью элементарных плавательных движений. Вспомогательные средства, используемые на начальном этапе обучения: — пенопластовые пояса; — страховочный шест; — плавательные доски; — колобашки; — тонущие предметы. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ. Требования к освоению программного материала: — знать о пользе занятий плаванием; — знать правила поведения в бассейне; — уметь выполнять простейшие специальные упражнения и комплексы на суше;

6 Уметь: — выполнять выдохов в воду; — "звездочку" на груди и на спине; — выполнять скольжение на груди и на спине с доской в руках и без доски; — на мелком месте бассейна при нырянии доставать игрушки со дна; — плавать любым способом, не касаясь стенок и дорожек бассейна 25м. Контрольные нормативы и тесты. По окончании курса обучения для родителей и детей проводится открытое контрольное занятие, на котором оценивается уровень освоения программы, а именно освоение выдоха в воду, скольжений, погружений под воду и способность проплывать 25 метров любым способом без остановки. Критерии оценки: "отлично" — если учащийся способен выполнить все требования программы и проплыть 25 метров без остановки любым способом, не держась за борт или дорожку бассейна; "хорошо" — если учащийся способен выполнить требования программы с незначительными ошибками и проплыть 25 метров любым способом, совершив не более двух остановок; "зачёт" — если учащийся выполняет требования программы с грубыми ошибками и проплывает 25 метров, совершив не более двух остановок; "не зачёт" — если учащийся не может проплыть контрольную дистанцию. После прохождения учебного цикла по данной программе, учащиеся могут пройти процедуру индивидуального отбора для обучения по дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программе "Плавание" и продолжить совершенствование плавательной подготовленности или пройти повторный курс обучения плаванию.

7 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Учебно-тематический план для группы начального обучения плаванию 1 Возраст (лет) Количество занятий в неделю 2 3 Продолжительность одного занятия (мин) 30 4 Теоретическая подготовка (часов) 1 Правила поведения в бассейне 1 5 Практическая подготовка (часов) 30 В том числе: Подготовительные упражнения для освоения с водой Учебные прыжки и погружения в воду Маховые имитационные упражнения (кроль на груди и кроль на спине, брасс, дельфин) Гребковые имитационные упражнения (кроль на груди и кроль на спине, брасс, дельфин) Плавание по элементам Плавание в полной координации Старты и повороты 6 Соревнования и контрольные испытания 1 ВСЕГО 32 Организация занятий До начала занятий в бассейне необходимо провести родительское собрание. Следует разъяснить родителям оздоровительное и прикладное значение плавания. Рассказать о порядке и требованиях в бассейне, костюме, предметах гигиены. Просить обратить внимание родителей на выработку у детей навыков личной гигиены, умением обращаться с душем, самостоятельно мыться, одеваться и раздеваться. Непосредственно в чаше бассейна до первого

8 занятия и по мере необходимости на следующих занятиях с детьми нужно провести беседу о правилах поведения в бассейне. В подготовительную часть занятия включаются упражнения имитирующие движения рук и ног при плавании способами кроль на груди и спине. Следует помнить, что пребывание детей в глубокой воде требует от них повышенного внимания, потому что они не могут (как на мелком месте) встать на дно и отдохнуть. Поэтому длину проплывания отрезков и сложность заданий нужно увеличивать постепенно. При соблюдении принципов последовательности и постепенности, строгой дисциплине детей обучение в глубокой воде будет успешным и безопасным. При начальном обучении плаванию ребенок, впервые попав в воду, чувствует себя неуверенно, боится захлебнуться, мышцы ребенка все время находятся в напряженном состоянии, движения его плохо координированы, угловаты, хаотичны. Поэтому, прежде чем обучать технике спортивного плавания, дети должны освоиться с водной средой и овладеть специальными подводящими упражнениями. Комплекс упражнений по освоению с водой является основным содержанием первых занятий по обучению плаванию. Дети учатся погружаться в воду, открывать глаза в воде, выполнять выдох в воду, всплывать, лежать и скользить по воде. В дальнейшем большинство из этих упражнений в занятия не включается, за исключением скольжения и выдоха в воду, являющихся основой техники спортивных способов плавания. Особенное внимание надо уделить освоению правильной техники дыхания в воде, так как при плавании лицо, как правило, опущено в воду, и чем меньше нарушается горизонтальное положение пловца во время вдоха, тем легче плыть. Поэтому выполняется энергичный выдох в воду и быстрый короткий вдох. Скольжение в воде в горизонтальном положении — это основа плавательного навыка. Это упражнение особенно полезно для робких ребят, так как помогает преодолеть чувство неуверенности, а иногда и страх. Оно полезно как новичкам, так и спортсменам. Упражняясь в скольжении, они отыскивают

9 такое положение, при котором сопротивление воды было бы наименьшим, и затем, начиная активные плавательные движения, стараются по возможности сохранить это положение. Скольжения и выдохи выполняются многократно на каждом занятии. Основное отличие на первом этапе обучения в глубоком бассейне заключается в том, что на первых уроках используются специальные поддерживающие средства (пенопластовые поплавки, которые крепятся поясом на спине у занимающихся). Это позволяет быстрее преодолеть страх перед глубиной и предотвращает несчастные случаи. Упражнения для освоения основных плавательных навыков С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи: 1) Формирование комплекса рефлексов (слуховых, зрительных, дыхательных и вестибулярных) соответствующих основным свойствам и условиям водной среды. 2) Освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде — как подготовка к изучению техники спортивного плавания. 3) Устранения инстинктивного страха перед водой — как основа психологической подготовки к обучению. Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой, испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду. навык освоение с водой упражнения — имитация ходьбы в воде вдоль борта от лесенки к лесенке, держась за борт (1-2 занятие); — имитация полоскания белья, держась одной рукой за борт (1-2 зан.);

10 — похлопывание по воде, поглаживание воды (1-2 зан.); — «волны на море» — подвижная игра (1-3 зан.); — передвижение по разграничительному канату (с помощью рук) (3-4 зан.); — кто выше выпрыгнет из воды, держась рукой за борт (1-3 зан.); погружения в воду — держась за борт помыть лицо, побрызгать себе в лицо водой, окунуться с головой, побрызгать друг другу в лицо (2-3 зан.); — держась за борт погрузиться до глаз, погрузиться с головой под воду; погрузиться под воду, задержаться на 3-4- секунды; то же с открыванием глаз в воде дыхание задержать на вдохе (4-5 зан.); — держась за борт ноги опустить на глубину, погружаться с головой под воду (4-5 зан.); — продвигаться поперёк бассейна держась за борт, подныривать под разграничительные дорожки (4-5 зан.) правильное дыхание — подуть на воду, как на чай (2-4 зан.); — опустить губы в воду, сделать выдох (4-5 зан.); — погрузиться в воду до глаз, сделать выдох (5-6 зан.); — погружение под воду с головой, выдох в воду (7-24 зан.); — дышать выдох-вдох и задерживать дыхание на вдохе (7-24 зан.) всплывание и лежание на воде — лежание на груди лицом вниз, держась за борт бассейна, с задержкой дыхания на вдохе (3-4 зан.);

11 — то же, отпуская борт на несколько секунд (4-6 зан.); — «поплавок» боком к борту, держась одной рукой за борт (5-7 зан.); — погружение перехватываясь руками поочерёдно вниз, а затем вверх держась за ступеньки лестницы (7-10 зан.); — лежание на спине боком к борту бассейна, держась одной рукой за борт (5-10 зан.); — то же, отпуская борт (7-10 зан.); — «звездочка» — сделать глубокий вдох для увеличения плавучести, лечь на воду лицом вниз или на спине, расставить руки и ноги в разные стороны (6-10 зан.) скольжение — скольжение вдоль борта бассейна, держась за шест (1-12 зан.); — скольжение вдоль борта бассейна, шест держать перед руками (1-12 зан.); — скольжение поперёк бассейна, обратно ребёнок буксируется к борту (3-12 зан.); — скольжение на груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра (3-12 зан.); — скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра (3-12 зан.); — скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь (5-12 зан.) передвижения в воде с помощью — сидя в упоре сзади на краю борта, ноги стопами касаются воды движения ногами как в способе кроль

12 элементарных плавательных движений на груди (1-20 зан.); — лёжа на краю борта, на животе, ноги опущены в воду движения ногами как в способе кроль на груди (1-20 зан.); — лёжа на краю борта, на спине, ноги опущены в воду движения ногами как в способе кроль на спине (1-20 зан.); — буксировка страховочным шестом держась двумя руками, затем одной рукой в положении на груди, движения ногами кроль (5-23 зан.); — движения ногами как при способе кроль на груди, держась за плавательную доску (6-20 зан.); шестом (3-12 зан.); — скольжение на спине, держась за шест с работой ног (6-10 зан.); — движения ногами как при способе кроль на спине, держась за плавательную доску (6-20 зан.); Учебные прыжки в воду Задачи: 1. Устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой 2. Подготовка к успешному выполнению стартового прыжка и элементов прикладного плавания. При изучении прыжков необходимо соблюдать технику безопасности и дисциплину. 1. К прыжкам допускаются дети, овладевшие начальными навыками плавания 2. Прыжки выполняются по команде педагога

13 3. Необходимо объяснить детям, что прыгать можно только убедившись, что предыдущий прыгун отплыл на безопасное расстояние. прыжки в воду — прыжок, ногами вниз, держась за страховочный шест (5-15зан.); — прыжок, ногами вниз, страховочный шест подаётся после выныривания (7-18 зан.); — прыжок, лицом вниз с борта бассейна к страховочному шесту (18-26 зан.); — сидя на борту, спад в воду, держась за шест (3-7 зан.); — прыжок ногами вниз, двумя руками держась за шест с борта (3-7 зан.); — то же одной рукой (7-10 зан.); — то же с тумбы (10-13 зан.); — прыжок лицом вниз «лягушкой» со страховкой в воде (8-12 зан.); — прыжок ногами вниз, шест взять после выныривания (8-15 зан.); В процессе изучения подготовительных упражнений, направленных на освоение с водой, в занятия постепенно включают упражнения по обучению детей плаванию кролем на груди с параллельным изучением техники плавания способом кроль на спине. Одна из особенностей плавания состоит в том, что движения выполняются в другой среде и в непривычном для человека горизонтальном безопорном положении тела. Поэтому новички не могут выполнить сразу весь комплекс (согласованных и в определенной последовательности) плавательных движений. Схема в обучении техники спортивным способам плавания выглядит следующим образом:

14 1) обучение работе ног; 2 обучение согласованию дыхания с работой ног; 3) обучение работе рук; 4) обучение согласованию дыхания с работой рук; 5) общее согласование работы ног, рук и дыхания; 6) плавание в полной координации Упражнения для изучения и совершенствования техники плавания кроль на спине 1. Плавание на ногах на спине, доска в вытянутых руках и прижата к животу/ бедрам. 2. Плавание на ногах на спине, руки у бедер. 3. Плавание на ногах с различным положением рук (одна вытянута за головой, другая у бедра; обе руки за головой). 4. Плавание на ногах на спине с доской + упражнение руки кроль на спине (одна рука держит доску, другая выполняет гребковое движение и берется за доску, затем тоже выполняет другая). 5. Плавание при помощи движений ногами кролем на спине, руки у бедер, с одновременным гребком двумя руками. 6. Плавание на ногах на спине, руки у бедер, с поочередными гребковыми движениями рук (ноги работают непрерывно) 7. Плавание на спине одна рука вытянута за головой, другая прижата к бедру, одновременная смена рук через верх. 8. Плавание на спине в полной координации движений. Упражнения для изучения и совершенствования техники плавания кроль на груди 1. Упражнения ноги кролем, лежа на груди на бортике, держась руками за бортик (руки вытянуты), держась одной рукой за бортик.

15 2. Плавание на ногах кролем на груди с доской в руках, вдох через 6 ударов ногами. 3. Плавание на ногах кролем на груди с доской или без доски, одна рука вытянута вперед, вторая у бедра вдох в сторону прижатой руки, через 25 м смена положений рук. 4. Плавание на ногах кролем на боку с доской или без доски, одна рука вытянута вперед, вторая у бедра вдох в сторону прижатой руки, через 25 м смена положений рук. 5. Плавание на ногах кролем на груди с доской + упражнение рука кроль на задержку дыхания \ в координации с дыханием, возможны различные комбинации вдох только на одну руку, поочередно в разные стороны, через гребок и т.д. 6. Тоже без доски 7. Плавание кролем на задержке дыхания. 8. Плавание кролем 3 гребка, остановить движения руками, лечь на бок взять вдох, повернуть голову вниз, совершить 3 гребка, остановить движения руками лечь на другой бок взять вдох и т.д. 9. Плавание на ногах кролем одна рука держит доску, другая вытянута вдоль тела. Свободной рукой выполнить движение локтем вверх, словно акулий плавник, удержать руку в этом положении а затем вернуть в исходное положение, через 25 м. смена положений рук. 10. Плавание кролем дыхание 3 3, 5 5. Упражнения для изучения техники плавания брасс. 1. Имитационные движения руки брасс стоя на бортике 2. Плавание на ногах кролем + руки брасс на задержку дыхания, в согласовании с дыханием. 3. Имитационные движения ногами брасс сидя на бортике, затем сидя на бортике ноги свешены в воду, лежа на бортике ноги свешены в воду. 4. Лежа на спине, движения ногами брассом.

16 5. Лежа на груди с доской в руках движения ногами брассом, ноги подтянуть вдох, толчок ногами выдох. 6. Плавание на ногах брассом: руки впереди, у бедер. 7. Плавание брассом с раздельной координацией на задержке дыхания. 8. Плавание брассом со слитной координацией и с дыханием на скольжение. Упражнения для изучения техники плавания дельфин. 1. Плавание дельфином на ногах с доской в руках 2. Плавание на ногах дельфином на спине 3. Плавание на ногах дельфином на боку с доской 4. Плавание на ногах дельфином, руки вытянуты вперед, руки брас вдох (вдох через 4-5 ударов ногами). 5. Ныряние с помощью движений ногами дельфином руки впереди и у бедер. 6. Плавание на руках дельфином на задержке дыхания, с дыханием. 7. Плавание дельфином в слитной двух-ударной координации на задержке дыхания, с дыханием, вдох через 3, 5 гребков. 8. Плавание на ногах дельфином, правой рукой вдох, левой рукой вдох вперед, далее двумя руками как при плавании дельфин, вдох в конце гребка. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЯВЛЕНИЯ ЧУВСТВА СТРАХА У НОВИЧКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ Тренеры-преподаватели, обучающие начальному плаванию детей, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют боязнью воды, водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно глаза.

17 Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Новичок трет руками глаза, не может погрузить лицо в воду и задержать дыхание даже на пару секунд. В процессе обучения плаванию приходится сталкиваться также с проявлениями страха перед глубиной, перед воображаемой опасностью, боязнью утонуть. Все это может проявляться не только тогда, когда новичок делает первые шаги, но и в период, когда уже получены навыки активного продвижения в воде. Страх перед глубиной проявляется, например, при первых прыжках в воду с бортика самым простым способом — соскоком ногами вниз. Если прыжок совершается на достаточно глубоком месте, у новичка появляется опасение: как он выберется из глубины после прыжка? Подобные эмоции возникают и тогда, когда обучаемому впервые предлагают проплыть даже небольшое расстояние по глубокому месту. Наблюдались случаи, когда занимающиеся проплывали по мелководью до 100 м без остановок, но не решались проплыть и 10 м там, где глубоко. В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на таких упражнениях, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде. Следует применять и специальные упражнения для формирования навыков, предупреждающих возникновение страха перед опасностью на воде и создающих благоприятные условия для освоения плавательных движений. Вот некоторые советы тренерам. 1. Все начальные упражнения в погружениях, всплываниях, лежании на воде и особенно скольжениях выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела новичка. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением. Новичков необходимо научить открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится над водой. По окончании урока дать домашнее задание — погружать лицо в таз или ванну с водой. Установить постепенно

18 увеличивающуюся продолжительность погружения лица в воду от 1-2 до 3-4 секунд и более. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза под водой и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде. Если упражнение «поплавок» после 1-2 попыток не получается (новичок, не успев всплыть на поверхность, опускает ноги); нужно прекратить его выполнение. Часто начинающие испытывают неприятное (кажущееся) ощущение опрокидывания вниз головой, что может вызвать появление чувства страха. Первые попытки в лежании на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик. Приняв горизонтальное положение, отпустить на несколько секунд опору, снова на нее опереться, а затем снова отпустить. При выполнении скольжений на груди с первых же попыток новичкам предлагают обычно вытягивать руки вверх, кисти одна над другой. При этом создается хорошо обтекаемое положение, но может нарушиться равновесие по продольной оси тела. Новичок, начав скольжение, заваливается на бок и прекращает упражнение. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немного расставить ноги. Для совершенствования скольжения нужно в дальнейшем применять упражнения, способствующие умению нарушать и восстанавливать равновесие тела (например, за счет изменения положений рук). Упражнения по лежанию и скольжению на спине вначале выполнять труднее, чем на груди. Когда лицо обращено вверх, ухудшаются условия ориентировки на воде. Поэтому в начале обучения желательна помощь партнера, а упражнения лучше выполнять вдоль берега, рядом с бортиком или стенкой, которые могут служить ориентиром. Совершенствование скольжения на спине проводится по тому же принципу, как и на груди. Следует помнить, что перемещение руки или рук

19 вверх (т. е. на пояс, на затылок, над головой), вызывает последовательное увеличение затруднений в сохранении положения тела на воде. Самое легкое положение на спине для новичка — руки вдоль туловища. После освоения новичками движений ногами и руками, правильного дыхания на воде и первых попыток самостоятельного плавания можно начинать изучение плавания в вертикальном положении. Всплывание с сохранением вертикального положения тела выполняется у бортика на глубине примерно равной росту занимающихся с руками, вытянутыми над головой. Держась за бортик, принять вертикальное положение. После глубокого вдоха, задержав дыхание, погрузиться у стенки бассейна, вытянув над головой руки. Повторяя погружения, отпускать бортик и всплывать у стенки, сохраняя вертикальное положение. После погружения слегка оттолкнуться от бортика и, отпустив его, продолжать погружение до касания дна ногами и снова всплыть у стенки. Всплывая в вертикальном положении, сначала отталкиваться от дна ногами, а потом всплывать без толчка. Последовательность при изучении плавания при вертикальном положении тела может быть такой; держась руками за бортик, принять вертикальное положение и выполнять попеременные опорные движения ногами сверху-вниз; продолжая движения ногами, держаться только одной рукой, а другой делать поддерживающие движения сверху-вниз; за тем отпустить на несколько секунд и другую руку, также выполняя ею поддерживающие движения. Первые попытки в течение нескольких секунд удержаться без опоры выполнять, задержав дыхание на вдохе и погрузив голову до уровня глаз. Зятем постепенно поднимать голову над водой для свободного дыхания. При дальнейшем совершенствовании плавания в вертикальном положении все действия нужно выполнять, как в предыдущих упражнениях, но на большем удалении от бортика, держась сначала за конец шеста, который должен подавать с бортика обучающий. Далее осваивается плавание в вертикальном положении с уменьшением поддерживающих

20 движений: вначале, удерживаясь за счет движений ногами и руками, поднимать над водой поочередно кисть одной руки на 2-3 с, продолжая поддерживающие движения ногами и другой рукой; постепенно увеличивать время сохранения такого положения; затем пробовать поднимать над водой кисти обеих рук, удерживаясь только за счет движений ногами; усложнять это упражнение, поднимая одну, обе руки над водой. Упражнения по лежанию на дне изучаются в такой последовательности: держась за бортик в воде, наклониться вперед, вытянув руки и слегка расставив их в стороны; опуститься лицом на воду и сразу начинать энергичный выдох ртом и носом под водой, до полного погружения на дно; по предварительному заданию лежа на дне менять положение рук — руки в стороны, на затылок и т. п., переворот на спину. Это упражнение не сразу всем удается, особенно девочкам и женщинам. Не выдохнув полностью воздух, они не могут опуститься на дно, а состояние потери плавучести вызывает у них новые непривычные ощущения. Это упражнение помогает новичкам лучше воспринимать различные условия плавучести тела и придает им уверенность. Последовательность при изучении плавания с изменениями положения тела такая: перейти в вертикальное положение из плавания на груди, удержаться на несколько секунд, снова перейти в положение на груди и плыть дальше. Все эти действия выполняются без касания опоры ногами и руками. То же из; плавания на спине. Из плавания на груди переход в вертикальное положение, переход в плавание на спине. При выполнении всех упражнений необходима надежная страховка. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянув колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким; затем ноги следует вытянуть (положение «солдатиком») и, погрузившись в глубину, выйти на поверхность самостоятельно, помогая движениями рук и ног; то же, принимая после всплывания положение на груди или на спине и проплывая заданное расстояние.

21 Увеличивая постепенно расстояния, новичкам нужно давать плавать изученными способами и на глубоких местах (вначале на небольшие расстояния и страхуя их). Изменения в положении тела в воде, разученные вначале отдельно, в дальнейшем можно вводить как задание во время плавания на расстояние. Вся эта подготовка должна познакомить, новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха. Кроме того, параллельно с этим решаются задачи воспитания у начинающих пловцов уверенности в успешном применении освоенных навыков.

22 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет): Автореф. канд. дис. наук. М с. 2. Васильев В.С., Савельев О.Ю. Подготовительные упражнения для обучения спортивным способам плавания // Физкультура в школе, 1988, 6, с Геркан Л.В. Начальное обучение плаванию на глубокой воде (по опыту ГДР) //Плавание. Вып. 2, 1971, с Гольцов В.Н., Трубицына Л.В. Методика начального обучения плаванию в условиях глубокого бассейна //Плавание. Ежегодник, 1984, с Давыдов В.Ю., Манкевич А.В. Особенности методики начального обучения плавания детей 7-9 лет в условиях глубокого открытого бассейна //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, 3, с Кистяковский И.Ю. Рекомендации по обучению детей плаванию // Плавание. Вып.1, 1976, с Макаренко Л.П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию // Плавание. Ежегодник, 1985, с Паравян Г.А. Обучение плаванию детей 7-10-летнего возраста в глубоких бассейнах // Плавание. Вып. 2, 1976, с Чекалдина М.Г. На "голубых дорожках" плывут малыши// Плавание. Ежегодник, 1984, с

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Фонтан своими руками для дома и дачи

Есть такая примета: чтобы вернуться еще раз в город, который вам понравился, нужно бросить монетку в главный фонтан. Наверное, каждый ...

Цементно-песчаная стяжка и ее состав, виды: сухая, выравнивающая, армированная, цены на стяжку пола

Въезжая в новую квартиру или начиная внутреннюю отделку построенного дома, следует уделить должное внимание устройству ровного и надежного пола. Качественная ...

Обустройство дачного участка

Как красиво обустроить дачный участок своими руками Наши друзья решили построить дачный домик. Купили земельный участок на берегу реки, представляющий ...

Отделка фасада — омолаживаем дом, защищаем стены — Дом и стройка — Статьи

Омолаживаем фасад дома: решения, популярные у участников FORUMHOUSE Как вернуть дому былую привлекательность и заодно утеплить его. Рассматриваем востребованные способы ...

Как правильно штукатурить пеноблоки и чем: состав смеси для стен из пенобетона

Как правильно штукатурить пеноблоки. Особенности производства литьевым и распиловочным способом Пенобетон необходимо защищать от влажностной усадки, т.е. образования трещин, минимизируя ...

Как выбрать ударную дрель для работы, аккумуляторную, дрель-шуруповерт, Советы Хозяевам — советы строителям, мастерам, хозяевам

Как выбрать ударную дрель для дома, дачи, гаража, для работы Л юбой мастер мечтает о качественном и надежном инструменте, таком ...

Запчасти для котлов, Теплоспектр

Запасные части (запчасти) для котлов в интернет-магазине «Теплоспектр» для торговых марок: Ariston (Аристон), Fondital (Фондитал) , Nova Florida (Нова Флорида), ...

Сайт обо всем

Замена крыши дома, демонтаж

Каким должен быть дом? В первую очередь он должен быть сухим и теплым. За эти два важных критерия отвечает крыша. ...

Буронабивные сваи диаметром 300

Прежде чем приступать к проектированию и тем более строительству свайного фундамента, необходимо пройти ряд подготовительных этапов, заключающих в себе изыскания ...

Дымоход газовой колонки в вентиляцию — Форум Mastergrad

Хочу перенести газовую колонку в угол кухни, а там как раз отверстие вентиляции. Подозреваю, что нехорошо получится. Но всё же ...

Дом из клеенного бруса — Наличники деревянного дома цветовые решения

Наличники деревянного дома цветовые решения Наличники деревянного дома цветовые решения — оплата за газ ростовская область дом Однако, что процесс ...

Как выбрать окна для дома или квартиры, Советы Хозяевам — советы строителям, мастерам, хозяевам

Ч еловеку далекому от строительства выбрать подходящее окно для нового дома или его замены непросто. Что использовать — дерево, пластик? ...

Как расширить фундамент под облицовку кирпичом: строительный форум на — ремонт и отделка квартир, домов, коттеджей

Всем доброго времени суток! Возникла у меня следующая проблема: Есть фундамент (ленточный 1.6м в земле и 0.8м цоколь ширина0.43м .поверху ...

Забивные железобетонные сваи

Забиваем железобетонные сваи на мини-установке за один день для фундаментов деревянных, каменных, каркасных, железобетонных домов и построек. Фундамент подходит для ...

Можно ли сделать заземление на винтовых сваях, Город свай

Построить собственный дом — это не только мечта многих жителей мегаполисов, но и реальная потребность множества людей, не имеющих собственного ...

Как правильно сделать деформационный шов пристройки к дому

Как правильно сделать деформационный шов пристройки к дому Доброго времени суток. Необходима помощь в вопросе пристройки. Начали возведение стен дома ...

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика