Главная » Советы мастера » Все о кирпиче — ЗАО ЗСМ ЭТАЛОН

Все о кирпиче — ЗАО ЗСМ ЭТАЛОН

Технология изготовления кирпича в Санкт-Петербургской губернии в XVIII веке

Производство кирпича в Петербурге и его окрестно­стях на протяжении всего XVIII века не имело теорети­ческой базы, однако постоянно совершенствовалось на основании опыта мастеров кирпичного дВсе о кирпиче - ЗАО ЗСМ ЭТАЛОНела. Развитию кирпичного производства на берегах Невы и получению качественного строительного материала способствовал ряд благоприятных факторов: богатые за­пасы хороших кирпичных глин, удобное водное сообще­ние, которое удешевляло как доставку на кирпичные за­воды топлива — дров и каменного угля, так и транспорти­ровку кирпича к местам городского строительства.

Устройство кирпичного завода, определение его местоположения и мощности начиналось с поисков за­лежей глины, которые производились в основном мето­дом бурения или шурфования. Определение качества глины, ее пригодности к из­готовлению кирпича оценивалось по ее способности прилипать к пальцам. Для определения вяжущей силы глины, то есть ее формовочных свойств, брали полную горсть сырой глины и делали из нее шар. Если шар по­сле полной просушки на воздухе не разваливался сам собой, а давал лишь незначительные трещины, то такая глина считалась годной для производства кирпича.

Чтобы улучшить свойства глины, ее смешивали с отощающими добавками: тощей глиной, песком, жженым кирпичом, гончарным боем, древесными опилками. Очень тощую глину исправляли, добавляя к ней жирную глину.

Когда работы, связанные с изучением свойств гли­ны, заканчивались, начиналась разработка поверхност­ной залежи. Глину, выкопанную из карьера, рабочие-копачи перекладывали на тачки и подвозили ближе к заводу, где сваливали в ямы или кучи.

Глину выветривали, вымораживали, а затем замачи­вали. Для этого глину заготовляли еще осенью, оставляя ее в грядах (рис. 2), которые имели высоту от 1—1,5 ар­шина, а ширину до одной сажени. Гряды периодически перекапывались, поливались дождевой водой. После вымораживания глину замачивали, загружая ее в чаны или ящики, но чаще всего в ямы, которые обкладыва­лись изнутри досками (рис. 3). Все о кирпиче - ЗАО ЗСМ ЭТАЛОН

После замачивания глины, как писали в руководст­вах того времени, «на сцену является мятье ея» с помо­щью людей, реже лошадей, волов или машин. Оно про­водилось либо на особых токах, которые размещались внутри сушильных сараев, либо на воздухе. Во время мятья рабочие выбирали камешки, гальку и другие по­сторонние включения.

Глиняное тесто, снятое с тока, прежде чем поступа­ло на формовочный стол, подвергалось сечению для то­го, чтобы сообщить ему наибольшую пластичность. Для этого вымешанное тесто размещали на деревянном сто­ле слоем толщиной не более пяти вершков и секли его тяжелым, широким, тупым ножом с закругленными краями. Глиняное тесто рассекалось «рубцами на рас­стоянии вершка один от другого», после чего глиняный пласт переворачивали и проделывали с ним аналогич­ные операции.

На заводах, производительность которых доходила до 50 тыс. и более кирпичей в год, нередко применяли глиномялки. Одна из самых «потребительных» глино­мялок состояла из деревянной бочки, на внутренней поверхности которой и на валу в центре ее были наса­жены ножи. К верхнему концу вала прикрепляли длин­ный повод с припряжкою для лошади, а к нижнему — изогнутые железные полосы. Такая глиномялка приво­дилась в действие одной лошадью и, работая в течение десяти часов, могла мять до 2,5 куб. сажен глины.

Все о кирпиче - ЗАО ЗСМ ЭТАЛОНПосле мятья глины сразу приступали к формовке кирпича. В конце XVIII века на северо-западе России был наиболее распространен ручной способ формова­ния сырца, который с учетом особенностей его опера­ций был назван петербургским.

Для такой работы готовили из дубовых досок, око­ванных железными полосами, деревянную форму. Внутри формы находилась цинковая или медная пластина, которая обеспечивала гладкость поверхности сырца. Часто на такой пластине набивали метку — клеймо, со­стоящее из букв и номера формовщика (рис. 4). Петер­бургская форма имела следующие размеры: 1 5/8 х 3 1/4 х 6,5 вершков. Формовкой сырца на дере­вянном столе занимались два рабочих-«порядовщика)>.

Чтобы предотвратить прилипание глины к стенкам формы, использовали или мелкий песок, или воду. При формовании сырца с песком формовщик брал ле­жащую на формовочном столе глину с некоторым из­бытком, делал из нее комок, обваливал его в мелко просеянном песке, а затем с силой бросал ком в форму. За­тем рабочий вдавливал глиняную массу в форму так, чтобы глина заполняла ее углы и канты. Излишнее ко­личество глины снимали с краев формы с помощью правила. Второй рабочий опрокидывал форму на зем­лю так, чтобы сырец выходил из формы. При формова­нии сырца с водой рядом с формовщиком ставили ко­рыто, в которое опускалась форма для увлажнения. За­тем формовщик перекладывал мокрую форму на доску и далее поступал так же, как при формовании с песком. Все о кирпиче - ЗАО ЗСМ ЭТАЛОН

На кирпичных заводах с ручным производством дневная производительность хорошего формовщика доходила до 3500 кирпичей. Для формовщика сущест­вовало важное правило — работать без спешки, так как поспешность вела к убыткам.

Предварительная сушка сырца осуществлялась на по­лянах, которые посыпались щебнем, песком, а затем утрамбовывались. На полянах сырец выкладывался плашмя рядами в строго определенном порядке, где ле­жал до тех пор, пока не достигал такой твердости, чтобы его можно было брать в руки, не допуская повреждения. Твердый сырец ребрили, то есть ставили на ложок. Когда же сырец отвердевал до такой степени, что «более не при­нимал впечатления от надавливания пальцем», то его коз­лили, то есть ставили в 3,4 или 5 ярусов, по 2 штуки в каж­дом. После дальнейшей просушки сырец укладывали в бруски — на ложок вплотную друг к другу o r 6 до 10 ярусов.

Если средства хозяина позволяли, то для выклады­вания сырца выстраивали так называемые приямочные шатры, которые представляли собой столбы, находя­щиеся на расстоянии сажени друг от друга. К столбам приколачивали жерди, на которые раскладывали доски для сырца (рис. 5). Приямочные шатры были более эф­фективны с экономической точки зрения, поскольку размещенный в них сырец занимал гораздо меньше места и был защищен от непогоды.

Качественная сушка сырца требовала немалых затрат, но от решения этой проблемы в значительной степени за­висело качество керамического товара, а также его цена.

В сараях для досушки сырца устраивали деревянные настилы, которые были подняты над землей, а крыша делалась герметичной. Стены сараев конструировались так, чтобы обеспечить хорошую циркуляцию воздуха и препятствовать проникновению в него атмосферной влаги. Размеры сушильных сараев делали в соответст­вии с производительностью кирпичных заводов.

Размещение сараев на территории завода зависело от свойств материала, который необходимо было су­шить, а также с учетом розы ветров. Высота сарая была такой, чтобы рабочий, стоя на полу, мог свободно уста­навливать сырец на верхние полки.

«Уход за кирпичом» при сушке требовал немало вре­мени. Когда сырой кирпич достаточно подсыхал, его пере­носили в другие сараи, где укладывали в несколько рядов «кострами», через которые мог свободно проходить воздух. Затем сырец устанавливался на стойки сушильного сарая так, чтобы обеспечить свободную циркуляцию воздуха.

Регулирование притока воздуха осуществляли соот­ветствующим расположением щитов сушильного сарая: с подветренной стороны они всегда закрывались, а с про­тивоположной открывались. Когда кирпич достаточно просыхал, люки и щиты сушильного сарая открывали, за исключением находящихся под крышей.

По внешнему виду сырца можнВсе о кирпиче - ЗАО ЗСМ ЭТАЛОНо было отметить пер­вые результаты сушки. Чтобы узнать, как глубоко он просох внутри, кирпич ломали для пробы. После этого материал снимали со стоек и переносили в другой сарай для окончательной просушки, где укладывали друг на друга, образуя сквозные ярусы.

Сушка кирпича занимала обычно 14 дней, из кото­рых 8 дней кирпич лежал плашмя, а остальные 6 дней был установлен на ложок. Сушка кирпича в сараях ста­вила производство в жесткую зависимость от климати­ческих условий различного времени года и продолжа­лась не более шести месяцев в году.

По окончании сушки сырца следовала его приемка и браковка, при которой обращали внимание на однород­ность массы, цвет, геометрические размеры, отсутствие трещин, горблений и черных пятен. Сырец, не удовле­творяющий этим требованиям, выбраковывался.

Нарушения геометрической формы сырца происхо­дили от небрежного выкидывания его из формы, неров­ности полянки и неоднородности массы. Чаще трещи­ны на сырце появлялись от неравномерной и скорой сушки. «Разселины» возникали при полочной сушке, когда сырец выкладывался на полку «наголо» без песка. По этой причине верхняя часть сырца высыхала, в то время как нижняя часть, будучи еще достаточно сырой, приставала к деревянной полке. Сырец, попавший под дождь, как правило, браковался весь. Черные пятна на сырце проявляются от примеси чернозема в глине.

После сушки кирпича следовал последний этап — обжиг — самый важный, сложный и наиболее длитель­ный процесс кирпичного производства.

В XVIII столетии руководств по обжигу кирпича бы­ло очень мало, а те, которые существовали, описывали этот процесс достаточно примитивно. Однако мастера-кирпичники того времени великолепно знали свое де­ло, умели получать хороший строительный материал, а опыт в этом деле передавался из поколения в поколе­ние, от старых мастеров к новичкам.

Обжиг кирпича производился в простых, временных печах, которые назывались напольными. Такая печь со­стояла из двух продольных наружных стен, имеющих то­почные отверстия — очелки, и стены, разделяющей печь на два равных отделения, в одном из которых произво­дился обжиг, тогда как в другом происходила садка или выгрузка кирпича. Две другие наружные и поперечные стены выкладывались каждый раз из сырца или отбрако­ванного кирпича. По своей конструкции напольная печь была рассчитана на большое производство кирпича — от 50 до 100 тыс. шт., выпускаемых за один обжиг.

В напольных печах устраивался тщательно выровнен­ный и уплотненный пол, на котором для насадки кирпи­ча в печь сооружались зольники, решетки и очелки. При таком устройстве пола (тока) при обжиге дровами ниж­ние два ряда кирпичей всегда оказывались менее обож­женными и имели большее количество дефектов. Нагрузку обжиговых печей производили рядами парал­лельно поперечной стене, за один или за два раза. Одно­разовая загрузка печи производилась постепенно на всю ее высоту уступами от решетки до верхней части печи. Каждый ряд назывался елкой, причем возле стены начи­нали класть косую елку, затем прямую, после чего снова косую. Между смежными елками образовывались треу­гольные отверстия — прогары. Второй кирпичный ярус выкладывали таким же образом, с той разницей, что ко­сая елка была направлена в другую сторону. По оконча­нии садки двери очелков закладывали сырцом и замазы­вали глиной. Верхнюю часть садки засыпали щебнем, за­кладывали кирпичом — половняком в два ряда, так чтобы швы между елками оставались сквозными (рис. 6).

Обжиг кирпича происходил в три этапа: первый — вы­парка сырца, или малый огонь; второй — «полувзвар», или средний огонь; третий — «взвар», или большой огонь.

Выпарка влаги из сырца начиналась разведением ог­ня в устье очелков. По густоте отделяющегося от печи пара судили о степени жара и равномерности выпарки. Когда половняк, который укрывал верхний ряд садки, становился влажным (отпотевал), это служило призна­ком, что испарение влаги из сырца заканчивается. Когда же отмечали, что копоть на сторонах половняка начина­ла исчезать, это указывало на то, что первая степень — «раскаление сырца, видимое только ночью и дающее темно-красный цвет, доходит уже до верхних рядов».

На четвертые сутки обжига, когда испарение влаги в основном заканчивалось, а половняк покрывался копо­тью, очелки набивали дровами до половины.

Время от начала появления копоти на половняке до ее сгорания свидетельствовало о завершении периода малого огня.

Все о кирпиче - ЗАО ЗСМ ЭТАЛОН

Средний огонь при обжиге появлялся, когда очелки набивали дровами сполна и закрывали их железными заслонками. Часто, несмотря на все усилия рабочего «выгнать пар отвсюду», при слишком плотной садке кирпича возникали зажимы, не позволяющие свобод­ному выходу пара из массы обжигаемого материала. Не­большие зажимы устраняли путем закрытия очелков за­слонками, а также перемещением недогоревших плах в заднюю часть очелков.

Большой огонь при обжиге кирпича — самый важ­ный период производственного процесса — начинали разводить, когда весь кирпич раскалялся докрасна. В этот момент все очелки наполняли дровами доверху, от­чего «развиваемый от этого жар сильно прокаливал кирпич». Когда вся дровяная набивка сгорала, то печи давали вздышку, то есть остывание очелка, при которой печь оставалась полтора часа без горящих дров. Однако вздышка продолжалась не очень долго, так как печь могла «застудиться», обжигаемый материал — потерять свою способность прокаливаться дальше. После того как своды очелков чернели от копоти, печь снова наби­вали дровами. Вторую и последующие набивки делали до тех пор, пока верхние ряды кирпича не получали «белокалильного жара». При таких условиях обжига кир­пич подвергался огневой усадке, а вся кирпичная пира­мида начинала осаждаться. После этого еще раз «жар увеличивали подкормкой», которая выполнялась путем добавления нескольких поленьев. Этот период обжига, называемый «печь на взвар», был завершающим перио­дом производства кирпича.

После обжига устья очелков немедленно закладывались кирпичом — половняком и замазывались тощей глиной.

В XVIII столетии еще не существовало каких-либо приборов, объективно оценивающих параметры техно­логий. Однако важными визуальными признаками, свидетельствующими о необходимости завершения процесса обжига, был цвет очелочных сводов и половняковая оболочка печи. Но главным же показателем, свидетельствующим о том, что обжиг прошел хорошо, был вид раскаленного кирпича, который имел светло- красно-лиловый цветовой оттенок и «прозрачность, как например, белый чистый воск».

Продолжительность обжига зависела от степени су­хости сырца, его плотности, качества дров и погодных условий. В оптимальных условиях обжиг материала за­нимал 7-10 суток, в неблагоприятных условиях мог про­должаться до 17 суток.

Остывание кирпича через неделю после обжига гаран­тировало получение материала хорошего качества. Одна­ко на приневских заводах «по значительному и спешному требованию кирпича* нередко печи разгружались на тре­тий день после «взвара», при этом тачки, в которые загру­жали еще не остывший кирпич, иногда даже загорались. При слишком быстром остывании кирпича на воздухе он трескался и даже утрачивал красный цвет.

В разделе кодекса «Должности Архитектурной экс­педиции» «О видах кирпича» разъяснялось, как должна проводиться разборка кирпича по сортам. «В кирпиче полагается 6 видов: железной, полужелезной, красной, алой, белой и сырец, ис которых прежних пяти видов изо всякой тысячи должно вытти железного 150, полу­железного — тоже, красного — 300, алого — 200, белого — 200 или как можно того белого менее, хотя бы против того и железных видов убыло, ибо изо всех видов крас­ный паче протчих в работах удобен. »

Все о кирпиче - ЗАО ЗСМ ЭТАЛОН

На практике сортировка кирпича на пять видов (шестой вид кирпича — сырец, указанный в «Экспеди­ции», выпадал из категории обожженного материала) представляла определенные трудности, поэтому чаще всего упрощалась. Так, в руководствах того времени указывалось, что кирпич после обжига «получается в трех видах: красный, алый и железняк». Достоинство кирпича оценивалось по его цвету, звону и излому. Цвет должен был быть красно-лиловым, звон — металличес­ким, излом — ровным, без раковин, слоев и пустот. Кирпич, соответствующий таким требованиям, сорти­ровался как красный. Алый кирпич был результатом не­дожога, он уступал красному по прочности и морозо­стойкости. Кирпич-железняк имел темно-коричневый цвет в результате пережога. Железняк обладал повы­шенной прочностью: «дает искры от удара сталью, дур­но тешится и слабо соединяется с раствором».

Ручное производство кирпича на протяжении долгого времени — вплоть до конца XIX века имело место наряду с машинным производством, так как ручной труд, несмо­тря на его меньшую эффективность, был более дешевым.

Но надо отдать должное мастерам кирпичного дела, выпускавшим строительный материал в XVIII веке. Так называемый красный кирпич имел вполне удовлетво­рительные даже с современной точки зрения физико- механические характеристики: прочность, морозостой­кость, долговечность и цвет.

Из красного кирпича в конце XVIII века в Санкт- Петербурге было выстроено множество жилых домов, а также особняков, дворцов и культовых сооружений. Все здания и сооружения, являющиеся выдающимися па­мятниками архитектуры, сохранились до наших дней, выдержав испытания временем, климатом и войной.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Пристройка к дому из пеноблоков — Строительство домов и конструкций из пеноблоков

Как создавать пристройки к деревянному дому из пеноблоков? Самым хорошим вариантом увеличения площади и размеров частного дома является пристройка к ...

Калитка своими руками из профнастила, дерева, фото, схемы

Калитка: из чего и как сделать своими руками, чертежи, варианты, технология Если ворота лицо дома, то калитка улыбка на нем. ...

Установка настенного турника, Ремонт и строительство, Школа ремонта

Разместил nikname1 , 8 ноября, 2014 в Ремонт и строительство Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь Вы должны ...

Как сделать фундамент из железобетонных б

В наше время, когда практически все строительные материалы повышаются в цене, каждый человек стремиться как можно больше сэкономить на строительстве ...

Чем отличается керамогранит от керамической плитки: отличие кафельной плитки

Чем отличается керамогранит от керамической плитки: преимущества и недостатки При строительстве и ремонте бывает сложно определиться с выбором плитки. Играет ...

КАК УДАЛИТЬ СТАРУЮ КРАСКУ, Строительный портал

Разные краски снимаются по-разному: одни легче, другие иногда ставят в тупик даже опытных строителей. Всё зависит от типа краски и ...

Охрана труда и техника безопасности при ремонтных работах

Охрана труда и техника безопасности при ремонтных работах В СССР основой законодательства по охране труда являются Конституция СССР и Кодекс законов ...

Технология железнения бетона цементом, жидким стеклом своими руками — видео инструкция

Что такое и как сделать железнение бетона своими силами? Монолитные конструкции со временем начинают трескаться или разрушаться. Происходит это по ...

Столбчатый фундамент из кирпича: как сделать своими руками?

Кирпичный фундамент на основе столбчатой конструкции Чаще всего опору дома или гаража делают своими руками из бетона. Это проверенный материал ...

Требования к помещениям при установке газового оборудования — полезные статьи о строительстве на

Требования к помещениям при установке газового оборудования Вот вы и дождались. Скоро в вашем загородном доме загорится голубой огонек природного ...

Строительство домов из кирпича под ключ в Подмосковье по невысоким ценам

Строительство домов из кирпича под ключ в Подмосковье по невысоким ценам Наша компания оказывает услуги по строительству кирпичных домов в ...

Утепление подвала в частном доме – теплоизоляция подвального помещения снаружи и изнутри фото-видео

Как утеплить подвал в частном доме своими руками – правильная теплоизоляция Под большинством старых домов и под каждым новым, а ...

Какие выбрать шпаклевки для стен и потолков: краткий обзор и характеристики

Какую выбрать шпаклевку для стен и потолочных поверхностей? Принимая во внимание огромный ассортимент отделочных материалов, а тем более саму важность ...

Грунтовые воды в подвале — как избавиться от затопления

Затопление подвала случается достаточно часто. С этой проблемой сталкиваются не только дачники, но и городские жители. Как правило, вода в ...

Конструктивные решения зданий предприятий общественного питания

Конструктивные решения зданий предприятий общественного питания. Визуальное впечатление от места, где человек решил отобедать, играет не последнюю роль. Архитектурные особенности ...

Как заделать трещины в стене квартиры дома?

Вопрос о том как заделать трещины в стене квартиры или чем замазать трещины в стене, как не странно, чаще всего ...

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика